РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОГОВЬЕМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

 

ДЕТЯМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
Вы хотите видеть лучше? Вы хотите снять очки, восстановив зрение? Тогда рекомендуем соблюдать следующие правила.

1.     Необходимо следить за правильной осанкой во время занятий и чтения.

2.     Необходимо следить за достаточной освещенностью рабочего места.

3.     Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см. Нельзя читать лежа.

4.     Рекомендуется при чтении через 40-45 минут обязательно делать пере­рыв 10-15 минут.

5.    Любая работа с предметами на близком для глаз расстоянии должна че­редоваться с отдыхом.

6.     Допустимая   продолжительность   просмотра   телепередач   для   детей младшего школьного возраста - 1 час, среднего - 1,5 часа, старшие школьники могут смотреть дольше - до 2 часов.

7.     Экран компьютера должен быть расположен на расстоянии 60-70 см и, желательно, ниже уровня глаз.

8.     Освещение должно быть удобным, но не вызывать блики на экране мо­нитора. Есть специальные антибликовые очки для работы на компьюте­ре, их можно приобрести в оптике после консультации с врачом-офтальмологом.

9.     Важно также, чтобы светящийся экран монитора не являлся единствен­ным источником света в комнате. Оптимальный вариант - монитор рас­положен в хорошо освещенной комнате (дневной свет предпочтитель­нее). Если такой возможности нет, то следует осветить рабочий стол или пространство за монитором.

10. Нужно помнить, что экран компьютера сильно собирает пыль. Для дос­тижения четкого изображения необходимо регулярно протирать его ан­тистатическим раствором.

11.  Время работы за компьютером должно быть ограничено, поскольку од­нообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины. После 20-25 минут работы необходима 10-минутная пауза.

12.   Для предотвращения сухости роговицы желательно время от времени сознательно моргать или чаще делать перерывы.

13.    Давать периодический отдых аккомодационной мышце (которая помо­гает четко видеть все предметы, как на близком, так и удаленном рас­стоянии), переводя взгляд в даль. Поэтому желательно, чтобы за мони­тором оставалось значительное пространство (вся комната или хотя бы окно, в которое можно было бы периодически смотреть, давая отдых ус­тавшим глазам). Совсем неудачный вариант - компьютерный стол, «за­гнанный» в угол комнаты.

14.    Следует не забывать о регулярном контроле за состоянием зрения у вра­ча-офтальмолога не реже 1 раза в год, а при неблагоприятной наследст­венности и у часто болеющих детей - 2 раза в год.

15.   Для снятия зрительного утомления необходимо делать глазную гимна­стику.

 

Общие требования к гимнастике:

*   во время выполнения упражнений необходимо глубоко ды­шать;

*   глаз должен быть в постоянном движении. Движение пред­почтительнее, чем   фиксированное напряжение, но периоди­ческое расслабление тоже важно;

*   при выполнении всех упражнений надо моргать;

*   во время выполнения упражнений снимайте очки;

*   упражнения следует делать понемногу, но часто и не допус­кая утомления;

*   глазу со сниженным зрением дайте больше тренировочной нагрузки, прикрывая при этом парный глаз;

*   улыбайтесь.

 

Упражнения

*   Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

*   Посмотреть вверх, вниз, не поворачивая головы... Вправо, влево... Повторить 5 раз.

*   Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Повторить 5-6 раз.

*   Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 8 раз.

*   Выполняется сидя. Быстро и легко моргать в течение 1-2 мин.

*    Выполняется стоя. Смотреть прямо вперед собой 2-3 се­кунды. Затем поставить большой палец руки на расстояние 25—30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смот­реть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

*  Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями двух пальцев в течение 1 мин.

*   Выполняется сидя. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

*   На оконное стекло на уровне глаз приклеивается метка диа­метром 0,5 см. Расстояние от глаз до метки 40 см. Смотрите на метку, при этом голова должна быть неподвижной. Затем переведите взгляд (постепенно) на самый дальний объект. Повторить 10 раз.

*   Посмотреть на кончик своего носа, скосив глаза. После это­го перевести взгляд вдаль, расслабиться. Посмотреть на пе­реносицу и опять вдаль. Перевести взгляд на точку между бровями, а потом - вдаль. Проделать 7-8 раз. Часто помор­гать.

*   Для упражнения используется маленький календарик. Вы­полняется раздельно для каждого глаза. Упражнение состо­ит из трех этапов.

1-й этап. Календарик расположить на уровне глаз на расстоя­нии 25-30 см. Фиксировать взгляд, на какой-нибудь цифре или букве, после этого медленно отодвигать календарь от глаз. Цифра или буква вначале ясно видна, а затем становится расплывчатой. Как только это произойдет, календарь вновь приближать к гла­зам, пока цифра или буква вновь не станет четкой, затем снова отодвигают и т. д. Повторить 10 раз.

2-й этап. Календарик расположить максимально близко к гла­зу, но чтобы при этом четкость цифр не терялась. Рассматривать цифры в течение 20-30 сек. Можно посчитать, сколько «1» в январе, феврале, «2» или «3» в марте и т. д.

3-й этап. Отодвинуть календарик на расстояние 30-35 см. Четко увидеть любую цифру или букву, а затем пе­ревести взгляд вдаль. Повторить 10 раз. Те же уп­ражнения сделать для другого глаза. Упражнения де­лать 10 дней подряд.

                * «Пальминг». Разогрейте ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Закройте глаза и прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Место пере­сечения оснований мизинцев должно располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позво­ночником. Можно положить на колени подушку, а на по­душку уже локти. Если вам необходимо наклониться впе­ред, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и по­звоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Поста­райтесь найти приемлемое для вас положение. Носовое ды­хание свободное. Постарайтесь вспомнить что-нибудь при­ятное.

 

ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.   Ежедневно выполняйте перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 минут.

2.  Не торопитесь, говорите в спокойном темпе.

3.  Произносите фразу на выдохе.

4.   При чтении в конце каждого предложения делайте паузу.

5.  В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова - делайте логические ударения.

6.  Если что-либо не получается, не падайте духом. Тренируйтесь, и все обя­зательно получится.

 

ПРИ НАЧИНАЮЩЕМСЯ ПЛОСКОСТОПИИ

(упражнения для стоп)

1. Лежа на спине тянуть носки к себе (10 раз).

г. Ходьба на внешних краях стоп.

з. Растирание стоп на шершавой поверхности.

Данный комплекс при нормальном самочувствии ребенка выполняется через 1-2 дня.

После занятий в течение 15-20 минут необходимо принять легко ус­ваиваемый белково-углеводный напиток, богатый кальцием (например, ке­фир с сахаром, другой кисломолочный напиток, творожный крем и т. д.).

Ценность напитка еще более усилится, если к нему добавить 1 десертную ложку изюма или 5-6 фиников. Дело в том, что примерно 20-30 минут после физических занятий «открыто» так называемое «белково-углеводное окно», когда происходит активное усвоение организмом белка, кальция, углеводов и других, важных для построения костей и мышц, веществ.

 

ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1.   Чтобы справиться со своими чувствами, попробуй побыть в одиночестве.

2.  Для сохранения собственной уравновешенности старайся наблюдать за настроением и чувствами окружающих людей.

3.   Радуйся своим успехам и успехам своих товарищей.

4.   Ты можешь рассчитывать на помощь, если сам помогаешь другим.

5.  С оптимизмом относись к своим неудачам и ошибкам. А юмор поможет тебе разобраться в самых сложных ситуациях.

6.   Обратись за помощью, если сам не можешь справиться со своей обидой, раздражительностью и гневом.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

1.   Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2.  Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.   Не предъявляйте завышенных требований.

4.   Старайтесь делать как можно меньше замечаний, не критикуйте ребенка.

5.  Не унижайте ребенка, наказывая его.

6.  Будьте терпеливы.

7.   Постарайтесь с чувством юмора решать проблемы ребенка.

8.  Чаще поощряйте ребенка, даже если результат далек от желаемого.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВЫЯВИТЬ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»

1.   Ребенок плохо воспринимает начало или конец фразы.

2.  Постоянно переспрашивает вас о чем-либо.

3.  Ребенок говорит чересчур громко.

4.   Ребенок просит говорить «погромче».

5.  Включает на повышенную громкость музыку, телевизор.

6.  При односторонней глухоте пытается повернуться к говорящему лучше слышащим ухом. 7. Наблюдается более быстрая утомляемость по сравнению со здоровыми детьми.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ТРАВМЫ ГЛАЗ»

Предметы, которыми дети повреждают глаза:

 -  предметы, с которыми ребенок имеет дело ежедневно (нож и вилка, ка­рандаш, детские игрушки, спортивный инвентарь) являются причиной повреждения глаз вследствие неправильного обращения с ними;

-  предметы, которые не должны попадать в руки детей (активные хими­ческие вещества - карбид, известь, марганцовокислый калий, кислоты; взрывчатые и легко воспламеняющиеся вещества - пистоны, порох, спич­ки, новогодние хлопушки, фейерверк, петарды; различные режущие и ко­лющие предметы - проволока, стекло и др.);

- предметы игр (рогатка, камень, палка, снежки, лук, стреляющие пистоле­ты и др.).

Кроме перечисленных, могут быть и другие предметы и явления, вы­зывающие травмы глаз. Например, излучение сварочной дуги при прямом наблюдении сварки, горячий пар и т. д.

В некоторых случаях происходит засорение глаза пылью, соринками, т. е. мелкие инородные тела попадают на роговицу и задерживаются под ве­ками. Их легко можно удалить, но для этого обязательно надо обратиться к врачу, а не тереть глаза и не стараться самому удалить соринку - иначе можно внести грязными руками инфекцию.

При внедрении в роговицу мелких частиц стали, железа, кусочков ока­лины и т. д. к ощущению боли присоединяются слезотечение, светобоязнь, покраснение глаза. Осколки часто настолько малы, что их может увидеть только врач-офтальмолог.

При ранении глаз нельзя трогать руками поврежденный глаз - необхо­димо положить стерильную повязку и вызвать скорую помощь.

В случае химического ожога глаза необходимо удалить ватным тампо­ном повреждающее вещество и только после этого тщательно и длительно - в течение 20-30 минут промыть глаз проточной водой.

При травме и воспалении глаз обращайтесь в поликлинику к врачу-офтальмологу!