Выявление уровня воспитанности
На доске
« Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи»
Ф. Ларошфуко.
« Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.»
И. Гёте.
1. Сообщение темы
- Мы поговорим сегодня о воспитанности.
- Какого человека мы считаем воспитанным?
В толковом словаре под редакцией Ожегова сказано, что воспитанный человек- это человек, который умеет хорошо вести себя.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к окружающим и самому себе начинается в детстве. Вы , ребята, в таком возрасте, когда человек совершает одно из величайших своих открытий - откры¬вает самого себя. Для чего? Для того, чтобы оценить свои возможности, найти пути самосовершенствования и оп¬ределить свое будущее. Пусть не с безукоризненной точ¬ностью, но наметить свой дальнейший путь. Сейчас для этого самое благоприятное время. Как познать самого себя? С чего начать?
Давайте попробуем узнать себя с помощью теста, только помните, что отвечать надо искренне.
Тест «Ваша индивидуальность»
Вопросы:
1. Легко ли вы сходитесь с людьми?
а) да - 1;
б) не очень - 3;
в) нет - 5.
2. Курите ли вы?
а) да - 1;
б) иногда - 3;
в) нет - 5.
3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то:
а) никогда не признаюсь в этом - 1;
б) иногда признаюсь - 3;
в) признаюсь - 5.
4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?
а) да - 1;
б) не знаю - 3;
в) нет - 5.
5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая во¬рона»?
а) да - 1;
б) не уверен - 3;
в) нет - 5.
6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?
а) да - 1;
б) не все - 3;
в) нет - 5.
7. Если бы вы увидели, как ваши друзья обижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?
а) да- 1;
б) не уверен - 3;
в) нет - 5.
8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?
а) да - 5;
б) если бы не спешил - 3;
в) нет - 1.
9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы:
а) учусь - 5;
б) делаю вид, что учусь - 3;
в) стараюсь отделаться - 1.
10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?
а) да - 5;
б) иногда - 3;
в) по принуждению - 1.

Результаты теста:
1. От 10 до 22 баллов. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсо¬лютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками». Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за «друж¬ков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рья¬но. Однако этот процесс протекает без участия вашего разума, а только в силу вашего упрямства.
Рекомендации. Прекратите думать, что хорошие и доб¬рые поступки совершают одни дураки. Не ищите деше¬вой популярности. Стремитесь к свету.
2. От 23 до 38 баллов. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начи¬нает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школь¬ные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее каче¬ство будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете «жить в собственное брюхо»(выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу поло¬жительных качеств, которые в будущем не останутся неза¬меченными.
Рекомендации. Помните, что индивидуальность прояв¬ляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.
3. От 39 до 50 баллов. Ваша индивидуальность в значи¬тельной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосо¬вершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто инте¬ресней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать, пить всякую гадость, потому что «все так делают». Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормаль¬ные люди. Вы будете получать настоящее удовлетворение помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.
Рекомендации. Продолжайте в том же духе.
Из теста вы узнали что-то новое о себе? Надеюсь, вы отвечали искренне.
Часто человек склонен считать себя лучше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с товари¬щами, близкими строятся неправильного.
Глядя на вопросы теста, обратите внимание, что все ин¬дивидуальные качества проявляются в общении с други¬ми людьми. И тогда мы говорим о воспитанности или невоспитанности, поэтому надо уметь жить среди людей.
Большую роль в общении играет умение слушать. Со¬гласны ли вы с высказыванием Дейла Карнеги?(очень известный американский психолог) «Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время и выслушивать его пустую болтовню? Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы. Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем».
И ещё важное качество для воспитанного человека – умение видеть в другом лучшее т. е. в первую очередь что-то хорошее
2 Давайте поучимся этому качеству. (на листочках написать фамилии 2-3 учеников и вы должны написать какие хорошие качества есть в этом человеке. Если достанется своя фамилия пишите и про себя. Хотите подписывайтесь, хотите нет.)
Каждый человек - индивидуальность. Даже самый неприметный человек похож, образно говоря, на древнеримскую виллу. Эти дворцы богачей обычно име¬ли гладкие фасады, создававшие ощущение стандартнос¬ти, однообразия. Но за фасадом внутри помещений - рос¬кошное убранство, празднества, богатство и неповтори¬мость. Так и в людях: за внешней неприметностью скры¬вается богатый душевный мир, множество задатков, ориги¬нальных мыслей. Важно суметь разглядеть все это.

А знаете ли вы, что...
1 -и ученик. Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник - «Гражданство обычаев детс¬ких» - рукописный памятник русской педагогики второй половины 17 века. Книга включала в себя 164 вопроса о правилах поведения детей за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т.д. И 164 ответа школьники заучивали наизусть. Книга была хорошая, но тяжелая. Тяжелая и в прямом смысле слова - рукописная на пергаменте. Вместо переплета -доски. И тяжелая для изучения, потому что была написа¬на языком торжественным и трудным. А учить приходи¬лось наизусть, «долбить», как тогда говорили. Не выдол¬бишь - тебя розгами высекут, да еще и стихи велят рас¬сказать о пользе этой процедуры.
2-й ученик. В Абхазии ученые провели исследова¬ние. Там много долгожителей. Оказалось, что одной из главных причин долгожительства (абхазцы доживают до 100 лет и более) является традиционная доброта.
Учитель. Многое изменилось с тех пор. Отношения у нас с вами не такие, а правила в основе те же. Для чего существуют эти правила и нормы? (Обсуждение: чтобы людям было удобно общаться друг с другом.) Что проис¬ходит, если люди забывают об этом? Зло.
В конце нашего разговора заполните, пожалуйста, сле¬дующую анкету.
1 Отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, зна¬ком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «—».•
громко кричать
драться
перебивать в разговоре другого человека
списывать из чужой тетради во время контрольной
задавать неуместные вопросы
свистеть
ругаться
жадничать
сплетничать
ябедничать
врать
навязываться в друзья
не обращать внимания, если кого-то обижают
молчать, если кто-то совершил плохой поступок
приставать к людям с расспросами
завидовать кому-то
жаловаться на кого бы то ни было
быть равнодушным к чужой беде.
2. Продолжите предложения:

1. Добрый человек, это тот, который...
2. Злой человек, это тот, который...
3. Честный человек, это тот, который ...
4. Правдивый человек, это тот, который...
5. Жестокий человек, это тот, который ...
6 Грубый человек, это тот, который ...
3. Из приведенных ниже прилагательных выпиши 2столбика, в 1-столбик присущи вам качества, 2- которыми качествами вы не обладаете.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый,
жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Заключительная часть
Продолжим разговора о воспитанности на следующих классных часах, а сейчас обратите внимание на доску.
-Как вы понимаете эти высказывания?