Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться-ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Работа по накоплению портфолио начинается с 5 класса.
Программа работы с портфолио предполагает 5 этапов:
1 – подготовительный
2 – информационно-диагностический
3 – аналитический
4 – обобщающий
5 – заключительный
Этапы реализации программы
Сроки реализации |
Структура этапов |
Взаимодействие |
1.Подготовительный этап. |
5 класс сентябрь-ноябрь |
- Подготовка рабочих материалов.
-Собеседования с классными руководителями
-Составление плана работы по программе
-Оформление собственно папок.
-Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения |
Классный рук-ль,
Педагог-психолог
Родители. |
2.Информационнно-диагностический этап |
5-7 классы |
- Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
-Психологическая диагностика
Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
-анализ результатов досуговой деятельности
- определение типа мышления
- изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучение мотивов обучения в 7 классе; типы интеллекта.
- Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
- организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам. |
Кл. рук-ль.
Педагог-психолог
Учителя-предметники. |
3. Аналитический этап |
Окончание 7-8 классы |
- На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения.
Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.
- Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
- Соответственно ведется работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.
|
|
4. Обобщающий этап |
Окончание 8-9 классы |
- Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
- Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
- Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом.
- обработка результатов, накопленных на раннем этапе.
-Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся.
- отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг.
- анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
- подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. |
Учащиеся, классный руководитель, педагог-психолог. |
5.Заключительный этап. |
Апрель-май 9 класс |
- Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.
- заполнение официального бланка портфолио и приложения к нему, утвержденного для ОУ. |
Кл.рук-ль.
Педагог-психолог
администрация |
|
|
|
|
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:
- титульный лист (обложку)
- содержание
- 1 раздел «Мой портрет»
- 2 раздел «Портфолио документов»
- 3 раздел «Портфолио работ»
- 4 раздел «Портфолио отзывов»
- 5 раздел «Копилка».
Раздел 1. Информация о владельце портфолио.
Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самопознания.. Ученик ежегодно проводит анализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение.
Раздел 2. Официальные документы.
Портфолио документов – комплект сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещаются:
1. Перечень представленных в портфолио официальных документов.
2. Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования.
В данном разделе допускается представление копий документов; каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки; на основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Раздел 3. Творческие работы, курсы по выбору.
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
- исследовательские работы и рефераты ( исследовательская работа, реферат, использованная литература);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы ( краткое описание конкретной работы);
- работа по искусству ( дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, хоре.);
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая ( фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
- занятия в учреждении дополнительного образования, на различных учебных курсах;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В рабочую папку ( портфолио) прилагается:
1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.
2. «Зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио ( или прилагается копия).
3. Перечень представленных творческих работ.
4. Таблица «Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях».
Раздел 4. Отзывы и рекомендации.
Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио отзывов включает в себя:
- заключения о качестве выполненной работы
- рецензии
- отзывы
- резюме с оценкой собственных учебных достижений
- рекомендательные письма.
Реализация программы рассчитана на 5 лет, что позволяет составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы. 2007. 223с.
|