Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться-ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Работа по накоплению портфолио начинается с 5 класса.

Программа работы с портфолио предполагает 5 этапов:

1 – подготовительный

2 – информационно-диагностический

3 – аналитический

4 – обобщающий

5 – заключительный

                                                        Этапы реализации программы

 

Сроки реализации

                  Структура этапов

Взаимодействие

                                        1.Подготовительный этап.

5 класс сентябрь-ноябрь

- Подготовка рабочих материалов.

-Собеседования с классными руководителями

-Составление плана работы по программе

-Оформление собственно папок.

-Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения

Классный рук-ль,

Педагог-психолог

Родители.

                                 2.Информационнно-диагностический этап

5-7 классы

- Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

-Психологическая диагностика

 Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

-анализ результатов досуговой деятельности

- определение типа мышления

- изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучение мотивов обучения в 7 классе; типы интеллекта.

- Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

- организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам.

Кл. рук-ль.

Педагог-психолог

Учителя-предметники.

                                              3. Аналитический этап

Окончание 7-8 классы

- На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения.

Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;

- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

- Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.

- Соответственно ведется работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

 

 

                                                               4. Обобщающий этап

Окончание 8-9 классы

- Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.

- Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.

- Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом.

- обработка результатов, накопленных на раннем этапе.

-Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся.

- отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг.

- анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.

- подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

Учащиеся, классный руководитель, педагог-психолог.

                                                           5.Заключительный этап.

Апрель-май 9 класс

- Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.

- заполнение официального бланка портфолио и приложения к нему, утвержденного для ОУ.

Кл.рук-ль.

Педагог-психолог

администрация

                    

                        Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:

 

- титульный лист (обложку)

- содержание

- 1 раздел «Мой портрет»

- 2 раздел «Портфолио документов»

- 3 раздел «Портфолио работ»

- 4 раздел «Портфолио отзывов»

- 5 раздел «Копилка».

 

Раздел 1. Информация о владельце портфолио.

Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самопознания.. Ученик ежегодно проводит анализ собственных планов и интересов. Ставит  цели и анализирует их достижение.

Раздел 2. Официальные документы.

Портфолио документов – комплект сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются:

1. Перечень представленных в портфолио официальных документов.

2. Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования.

В данном разделе допускается представление копий документов; каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки; на основании этих документов оформляется вкладыш  в аттестат об основном среднем образовании.

Раздел 3. Творческие работы, курсы по выбору.

- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

- исследовательские работы и рефераты ( исследовательская работа, реферат, использованная литература);

- техническое творчество: модели, макеты, приборы ( краткое описание конкретной работы);

- работа по искусству ( дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, хоре.);

- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая ( фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);

- занятия в учреждении дополнительного образования, на различных учебных курсах;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В рабочую папку ( портфолио) прилагается:

1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.

2. «Зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио ( или прилагается копия).

3. Перечень представленных творческих работ.

4. Таблица «Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях».

Раздел 4. Отзывы и рекомендации.

Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио отзывов включает в себя:

- заключения о качестве выполненной работы

- рецензии

- отзывы

- резюме с оценкой собственных учебных достижений

- рекомендательные письма.

Реализация программы рассчитана на 5 лет, что позволяет составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы. 2007. 223с.