Развитие учащихся в процессе обучения в условиях инновационной деятельности

                                                                     (выступление на заседании МО учителя Ляпиной М.А.)

 В 2007-2008 учебном году первые классы впервые начали обучаться по программе «Начальная школа XXI век» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой.

 Эта программа отличается от остальных тем, что первоначально была написана концепция в области начального образования, а затем под эту концепцию были написаны учебники.

 Процесс обучения по данной программе строится на поисково-исследовательской деятельности. Авторами разработана система дидактических игр, позволяющих сформировать у ребенка положительную мотивацию в учении. Особое внимание уделено творческой деятельности детей.

 Важной методикой курса является нацеленность на формирование у школьника общих способов деятельности, что предполагает использование моделирования.

Предмет «Литературное чтение» (прослушивание).

Главной задачей является обучение искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта. Для включения каждого ребенка в учебный процесс предлагается метод моделирования - введение системы «заместителей», составление схематических планов и моделей обложек.

Темы чтения замещаются цветом.

о Родине - красный

о детях    - желтый

о природе - зеленый

о животных - коричневый

о приключениях, волшебстве, фантастике - синий

Использование «заместителей» героев. Например: Заяц - 3 ,       Волк -   В

Каждый   урок дети или на листочках, или в рабочей тетради моделируют обложки книг, которые прочитывают на уроке.

Предмет «Грамота».

Обучение школьников в рамках этого курса   осуществляется в первом полугодии (10 часов в неделю). Интегрированный курс включает обучение чтению, письму и математике. Главной целью данного курса является формирование у учащихся умения учиться. В ходе работы осуществляется постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Особенностью курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию к школьному обучению. На данных уроках учащиеся пользуются фишками. Очень быстро могут определить звук и дать ему характеристику. К концу перовой четверти уже все дети в классе читали. Очень умело умеют печатать слова под диктовку, печатают с письменного текста. Данная программа развивающая, дает очень хороший результат.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок «Окружающий мир» 1 класс по учебнику Н.Ф.Виноградовой.

Игра. Кто самый аккуратный. Цель: продолжить знакомство детей с различными профессиями; учить выполнять работу аккуратно. Оборудование: книга К.И.Чуковского «Федорино горе», жетоны 4 цветов, ткань, пуговицы, ножницы, нитки. набор одежды, расчёска, банты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Работа по учебнику на с.20

Дети читают смешинки и рассматривают иллюстрацию.

-Почему с медвежонком произошла такая неприятная

история? (Выслушиваются ответы детей)

З.Работа с пословицей на с. 20

Учитель читает пословицу.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

(Выслушиваются ответы детей).

Да, если человек ленивый и не хочет трудиться с ним может

произойти то же самое, что и героиней сказки К.И.Чуковского

«Федорино горе».

(Учитель показывает книгу.)

4.Хорошо читающий ученик читает отрывок из сказки в

учебнике с.21.

Дети отвечают на вопросы:

-Почему сказка называется «Федорино горе»?

-Чем она закончилась?

-Как изменилась Федора?

5.Сообщение темы.

-Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, кто у нас в

классе самый аккуратный и трудолюбивый.

 

 

 

 

 

6. Дети делятся на 4 группы.

У учителя жетоны разного цвета: белого, желтого, красного,

зелёного. Дети выбирают жетон и образуют группы по цвету

жетона. На протяжении всего урока дети за победу будут

получать жетоны. Кто набирает больше жетонов, тот и

победитель.

7. Игра-соревнование.

а)Работа по «Рабочей тетради» на с. 10.
Дети выполняют задания и делают объяснения.

б)Пришивание пуговиц.

Материал: ткань, пуговицы, иголки. Ножницы. нитки. Задание: пришить пуговицы.

в)«Кто быстрее оденется»
Задание: оденься на прогулку

г)«Кто быстрее сложит одежду».
Задание: раздеться и сложить одежду.

д.) «Сделай причёску».

Материал: расчёски, заколки, банты.

Задание: Мама ушла на работу, а тебе нужно причесать младшую

сестрёнку.

8.Итог урока.

-Подсчитать жетоны.

-Как вы думаете, кто сегодня победил? (Самый аккуратный).

-Вы тоже неплохо и аккуратно справлялись с заданиями,

значит, в следующий раз вам надо постараться стать самыми

аккуратными.

 

Компоненты навыка чтения

Навык чтения- это комплекс умений и навыков, Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая о темпе чтения. В целом навык чтения складывается из двух сторон -смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей её.

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения -то совокупное понимание читающим:

значений слов, употреблённых в прямом и
переносном смысле;

содержания каждого предложения;

содержания и смысла отдельных частей текста
(абзацев, глав);

4)основного смысла всего содержания текста. При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.)и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор). Техническая сторона чтения включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Способ чтения -важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны.

 

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два

способа относятся к непродуктивным. 1.побуквенное,

2.отрывистое слоговое

Необходимо отрабатывать продуктивные способы

чтения:1 плавное слоговое,

2.плавное слоговое с целостным прочтением

отдельных слов,

3.чтение целыми словами и группами слов

Правильность чтения выражается в том, что ученик

избегает или, наоборот, допускает:

а)замены;

б)пропуски;

в)перестановки;

г)добавления;

д)искажения;

е)повтор букв, слогов, слов;

ж)правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з)ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения

правильно использовать паузы, делать логическое

ударение, находить нужную интонацию читать

громко и внятно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения

можно выносить только на основе совокупных данных

по каждому из компонентов.

 
 
 
 
 
 
 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАССА

ПОУРОЧНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 1 ПОЛУГОДИЕ (БУКВАРЬ)

ПОУРОЧНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 1 ПОЛУГОДИЕ (БУКВАРЬ) С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УРОКОВ