Развитие учащихся в процессе обучения в условиях инновационной деятельности
(выступление на заседании МО учителя Ляпиной М.А.)
В 2007-2008 учебном году первые классы впервые начали обучаться по программе «Начальная школа XXI век» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой.
Эта программа отличается от остальных тем, что первоначально была написана концепция в области начального образования, а затем под эту концепцию были написаны учебники.
Процесс обучения по данной программе строится на поисково-исследовательской деятельности. Авторами разработана система дидактических игр, позволяющих сформировать у ребенка положительную мотивацию в учении. Особое внимание уделено творческой деятельности детей.
Важной методикой курса является нацеленность на формирование у школьника общих способов деятельности, что предполагает использование моделирования.
Предмет «Литературное чтение» (прослушивание).
Главной задачей является обучение искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта. Для включения каждого ребенка в учебный процесс предлагается метод моделирования - введение системы «заместителей», составление схематических планов и моделей обложек.
Темы чтения замещаются цветом.
о Родине - красный
о детях - желтый
о природе - зеленый
о животных - коричневый
о приключениях, волшебстве, фантастике - синий
Использование «заместителей» героев. Например: Заяц - 3 , Волк - В
Каждый урок дети или на листочках, или в рабочей тетради моделируют обложки книг, которые прочитывают на уроке.
Предмет «Грамота».
Обучение школьников в рамках этого курса осуществляется в первом полугодии (10 часов в неделю). Интегрированный курс включает обучение чтению, письму и математике. Главной целью данного курса является формирование у учащихся умения учиться. В ходе работы осуществляется постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Особенностью курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию к школьному обучению. На данных уроках учащиеся пользуются фишками. Очень быстро могут определить звук и дать ему характеристику. К концу перовой четверти уже все дети в классе читали. Очень умело умеют печатать слова под диктовку, печатают с письменного текста. Данная программа развивающая, дает очень хороший результат.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок «Окружающий мир» 1 класс по учебнику Н.Ф.Виноградовой.
Игра. Кто самый аккуратный. Цель: продолжить знакомство детей с различными профессиями; учить выполнять работу аккуратно. Оборудование: книга К.И.Чуковского «Федорино горе», жетоны 4 цветов, ткань, пуговицы, ножницы, нитки. набор одежды, расчёска, банты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Работа по учебнику на с.20
Дети читают смешинки и рассматривают иллюстрацию.
-Почему с медвежонком произошла такая неприятная
история? (Выслушиваются ответы детей)
З.Работа с пословицей на с. 20
Учитель читает пословицу.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
(Выслушиваются ответы детей).
Да, если человек ленивый и не хочет трудиться с ним может
произойти то же самое, что и героиней сказки К.И.Чуковского
«Федорино горе».
(Учитель показывает книгу.)
4.Хорошо читающий ученик читает отрывок из сказки в
учебнике с.21.
Дети отвечают на вопросы:
-Почему сказка называется «Федорино горе»?
-Чем она закончилась?
-Как изменилась Федора?
5.Сообщение темы.
-Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, кто у нас в
классе самый аккуратный и трудолюбивый.
6. Дети делятся на 4 группы.
У учителя жетоны разного цвета: белого, желтого, красного,
зелёного. Дети выбирают жетон и образуют группы по цвету
жетона. На протяжении всего урока дети за победу будут
получать жетоны. Кто набирает больше жетонов, тот и
победитель.
7. Игра-соревнование.
а)Работа по «Рабочей тетради» на с. 10. Дети выполняют задания и делают объяснения.
б)Пришивание пуговиц.
Материал: ткань, пуговицы, иголки. Ножницы. нитки. Задание: пришить пуговицы.
в)«Кто быстрее оденется» Задание: оденься на прогулку
г)«Кто быстрее сложит одежду». Задание: раздеться и сложить одежду.
д.) «Сделай причёску».
Материал: расчёски, заколки, банты.
Задание: Мама ушла на работу, а тебе нужно причесать младшую
сестрёнку.
8.Итог урока.
-Подсчитать жетоны.
-Как вы думаете, кто сегодня победил? (Самый аккуратный).
-Вы тоже неплохо и аккуратно справлялись с заданиями,
значит, в следующий раз вам надо постараться стать самыми
аккуратными.
Компоненты навыка чтения
Навык чтения- это комплекс умений и навыков, Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая о темпе чтения. В целом навык чтения складывается из двух сторон -смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей её.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения -то совокупное понимание читающим:
значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
содержания каждого предложения;
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4)основного смысла всего содержания текста. При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.)и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор). Техническая сторона чтения включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Способ чтения -важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны.
Выделяют пять основных способов чтения. Первые два
способа относятся к непродуктивным. 1.побуквенное,
2.отрывистое слоговое
Необходимо отрабатывать продуктивные способы
чтения:1 плавное слоговое,
2.плавное слоговое с целостным прочтением
отдельных слов,
3.чтение целыми словами и группами слов
Правильность чтения выражается в том, что ученик
избегает или, наоборот, допускает:
а)замены;
б)пропуски;
в)перестановки;
г)добавления;
д)искажения;
е)повтор букв, слогов, слов;
ж)правильно или ошибочно делает ударение в словах;
з)ошибки в окончании.
Выразительность чтения включает в себя умения
правильно использовать паузы, делать логическое
ударение, находить нужную интонацию читать
громко и внятно.
Окончательное суждение об уровне навыка чтения
можно выносить только на основе совокупных данных
по каждому из компонентов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАССА
ПОУРОЧНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 1 ПОЛУГОДИЕ (БУКВАРЬ)
ПОУРОЧНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 1 ПОЛУГОДИЕ (БУКВАРЬ) С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УРОКОВ
|